Компания Шерп была основана ещё в 2012 году, но массовое производство стартовало только в 2015, а популярность пришла годом позднее. Как вспоминает Алексей Гарагашьян, главный разработчик вездеходов, занялся он этим не от желания, а от необходимости, потому что в деревне, где он тогда жил, вездеход был единственным транспортом, на котором можно было передвигаться по труднопроходимой местности. «Начал строить вездеходы, сначала на камерах, из старых мотоциклетных двигателей и ржавых железок. Понял сильные и слабые стороны. Потом получил заказ. Сделал. На вырученные деньги купил колёса. Потом купил свою мастерскую, в ней и делаю вездеходы. Я их разрабатывал, ездил, путешествовал, обкатывал конструкцию, потом продавал. На вырученные деньги покупал новые комплектующие лучшего качества, дороже. Вездеход становился лучше, быстрее, сильнее», — так коротко он описывает историю становления производства вездеходов.
Сергей Самохвалов был одним из воодушевленных и довольных заказчиков вездехода, когда он предложил Алексею вложить свои деньги в проект, чтобы организовать более массовое производство и продажу машин.
Самой важной частью Шерпа, по словам Алексея, являются колёса – это лично его разработка: «Колёса – одна из слагающих успеха. Они определяют основную проходимость. Чем легче будет вездеход, тем меньше он будет погружаться в грязь, болото, легче с воды на лед будет выходить». Довольно много времени у основателей Шерпа ушло на поиска производителя колёс – их искали и в России, и в Китае.
Огромные колёса высотой 1,6 м отличаются от других, которые ставят на вездеходы, поперечным сечением протектора. Алексей Гаргашьян объясняет, что «классическая наука о вездеходном колесе говорит о том, что оно должно быть «ёлочкой» (как все тракторные колёса, грузовиков повышенной проходимости), потому что колесо буксует и докапывается до твердого – камней, твёрдой глины, и только после этого начинает своё движение. Поверху такие колёса не идут, потому что все эти шины от тракторов и грузовиков предназначены для тяжёлых машин. Мои шины идут за счёт механического зацепления, как шестеренка. Они врезаются в верхний слой почвы или снега, зацепляются и движутся».
Громадные колёса приводит в движение полуторалитровый двигатель Кубота V1505-t мощностью всего 44,3 л.с. Однако вездеходу этого хватает с лихвой. Механическая 5-ступенчатая коробка передач позволяет разогнать машину до 45 км/ч, причём по воде она может передвигаться со скоростью 6 км/ч.
Сейчас Алексей полностью сконцентрировался на разработках новых машин, в то время как Сергей взял на себя коммерческую сторону вопроса. Он с гордостью говорит о перспективах, при этом, не торопя события. По его словам, Шерп будет интересен в совершенно разных сферах. Например, «для МЧС и геологоразведки, конечно, эта машина представляет колоссальный интерес, потому что все начинают считать деньги. Вездеход значительно сократит расходы на достижение отдалённых мест».
Что касается покупателей, на данный момент все они – частные лица. Продаётся Шерп только в России, но много заявок поступает и из-за рубежа, в том числе, на дилерство и представительство.
Успех не вскружил голову предпринимателям, и Сергей уверяет, что спешить они не хотят: «Несколько дней назад наш ролик в Facebook дал нам миллион просмотров, многие СМИ написали о нас. Честно говоря, волна немного преждевременная, но что делать. У нас ещё не настолько большое производство. Мы всё хотели делать вовремя».
Говоря об опыте вождения такого необычного вездехода, которому покорна и вода, и лёд, и болото, разработчик Алексей Гаргашьян так описывает реакцию своих пассажиров: «Люди, которые не привыкли к такому развитию событий, когда вездеход проваливается, у них шок. Потом уже привыкают к этому. На первый взгляд, экстремальная ситуация – машина весом больше тонны проваливается под лёд». Но испуг длится недолго, а удивительные способности машины становятся чем-то обыденным, но непременно удобным - «потом это воспринимается как компьютерная игра. Это становится обыденным – как на джипе на тротуар заехать».
Изобретение Алексея настолько меняет подход к передвижению по труднопроходимой местности, что покупатели вездеходов не сразу могут привыкнуть к их безграничным возможностям: «Был ещё смешной случай. Один из моих предыдущих вездеходов, я его продал знакомому. Он рассказывал, что где-то в районе Ладоги шёл по льду и провалился. Товарищ, ни секунды не думая, прыгнул в воду, проплыл сколько-то, выбрался на твёрдый лед, стряхнул бобровую шапку, повернулся, а тот покачивается на воде, будто говорит «ты что, дурак что ли».
Останавливаться на этой модели основатели Шерпа не собираются. Сейчас Гарагашьян работает над новой машиной – грузовым вездеходом. Он уверяет, что следующие модели будут более обкатанные и в целом лучше предыдущих.
Сергей Самохвалов готов к конкуренции и настроен критически, однако с позитивом смотрит в будущее: «Мы самые лучшие, но это же не навсегда».