На первый взгляд, группа поддержки достигла значительных результатов. Однако если разбираться детально, то Минские соглашения куда конкретнее Мюнхенского перемирия. Перемирие в Сирии не распространяется на экстремистские группировки ДАИШ и «Джабхат ан-Нусра». При этом за скобками была оставлена ключевая на данный момент проблема — создание единого реестра террористических организаций.
Бои должны прекратиться между сирийской армией и оппозиционными формированиями, которые поддерживают Запад и Саудовская Аравия. Перемирие призвано усадить за стол переговоров Дамаск и оппозицию. Одновременно воздушная операция России и других участников группы поддержки будет продолжена. Это позволит нашим партнерам вновь упрекать Москву в том, что она воюет не против ДАИШ и бомбит «не тех боевиков».
Однако Россия также получает рычаги давления. Далеко не все «оппозиционеры» и их хозяева будут безоговорочно следовать договоренностям. Предчувствуя разночтения, министр иностранных дел России Сергей Лавров призвал коллег «не пытаться каждый раз переделывать достигнутый консенсус, чтобы достичь каких-то односторонних преимуществ».
По мнению главы МИД РФ, «терминологическая игра» недопустима, так же как и введение наземных войск в Сирию. «Это очень скользкая дорожка. Говорят, что это необходимо для того, чтобы ИГИЛ победить, но нет никаких сомнений, что это лишь приведет к обострению конфликта», — сказал Лавров.
«Мюнхенское перемирие — это закрепление статус-кво между США и Россией, фиксация "венского формата". На театре военных действий ничего принципиально не изменится», — заявил РП руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества, член экспертного совета Центра стратегической конъюнктуры Александр Собянин.
Америка покидает Сирию
Достижению перемирия в Мюнхене предшествовали закрытые для публики переговоры о сроках прекращения огня. По данным западных СМИ, Россия настаивала на перемирии с 1 марта, а США — на вступлении договоренностей в силу в течение нескольких дней. Позиция Вашингтона, скорее всего, была вызвана желанием спасти боевиков, попавших в Латакии в жернова сирийской армии и российских ВКС.
Судя по всему, расхождения между РФ и США предопределили размытый срок начала перемирия — «через неделю». Вашингтон своего не добился, но и Москва не смогла отсрочить перемирие до весны. С другой стороны, Россия наверняка будет в полной мере пользоваться правом бомбить террористов, и в результате перемирие не помешает освободить Алеппо и примыкающие к Турции территории.
Ситуация в Сирии складывается для американцев не самым лучшим образом. Америка не достигла в арабской республике ключевых целей (свержение Башара Асада, создание боеспособных отрядов оппозиции). США постепенно оставляют провальный ближневосточный фронт иакцентируют внимание на Ливии.
Разгребать угли за американцами в Сирии и Ираке будут их союзники и Россия. Об этом свидетельствует вступление НАТО в антиигиловскую коалицию под предводительством США. Речь идет о том, что Пентагон получил возможность вывести свои самолеты системы дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией (AWACS). Вместо американских машин будут работать европейские. И это только начало…
Эта новость прозвучала из уст генсека НАТО Йенса Столтенберга, который совсем недавно говорил о бессмысленности включения альянса в антиигиловскую коалицию. Норвежец справедливо указывал, что все 28 государств НАТО и так участвуют в деятельности коалиции. «НАТО сможет задействовать свои уникальные компетенции. Оно может помочь в координации союзников, разведке и тренировке войск», — рассказал шеф Пентагона Эштон Картер.
По его словам, активность на фронте борьбы с ДАИШ обещали усилить 90% членов альянса. В частности, будет увеличены число авианалетов и финансирование антитеррористической деятельности. При этом Картер заверил, что США не разругались с Турцией из-за курдского вопроса. Министр обороны подчеркнул, что у обеих стран есть общий враг.
Воевать чужими руками
Мюнхенское перемирие — один из этапов выхода США из сирийского тупика. Америка закрепила статус основного актора, однако всю черную работу в воздухе будут выполнять коалиционные ВВС, а на земле — войска Саудовской Аравии и, возможно, Турции. Борьбу с террористами, возню с «умеренной оппозицией» и противодействие «российской угрозе» в Сирии американцы оставляют европейцам и арабам.
Александр Собянин считает, что наземная кампания Эр-Рияда не является угрозой для Москвы и Дамаска: «Саудовская армия состоит из наемников и слабо мотивирована. Войска королевства займут несколько объектов и что будут делать дальше — непонятно. Максимум, на что они могут рассчитывать, — это ждать подкрепления в виде сил, действительно способных воевать, из мусульманских стран».
Собянин полагает, что, оказавшись в САР, саудовцы могут попасть в ловушку. «Они возьмут на себя ответственность за происходящее без санкции Совбеза ООН и разрешения легитимных властей. К тому же, как показывает опыт сухопутных операций, ввести войска всегда проще, чем вывести», — рассуждает эксперт.
Взятый США курс на выход из сирийского конфликта для России не является благом. Американцы будут воевать чужими руками и в любом случае не откажутся от поставленных целей. Более того, количество проблем для нашей страны в связи с увеличением вовлеченных в конфликт сторон только возрастет. Военная обстановка не изменится в пользу недружественных РФ сил, западня будет ждать Москву на поприще дипломатических игр.