Если бы Донбасс не поднялся на борьбу, национализация и нацификация Украины зашла бы намного дальше.
События в Донбассе показали, что действия Киева, направленные против интересов юго-востока, против интересов русского (пророссийского) населения вызывают сильное противодействие.
Донбасс доказал, что потенциал к сопротивлению украинскому национализму на юго-востоке существует игнорировать его нельзя.
Одессу запугали, Харьков и Запорожье притихли - это правда. Но это было вызвано двумя факторами: войной в Донбассе (никто не хотел повторения войны у себя) и снижением градуса украинского национализма за пределами Донбасса после начала войны и вследствие этой войны.
Киев избрал политику демонстрации ужасов Донбасса на фоне мирной жизни в остальных регионах Украины. На контрасте войны и мирной жизни большинство населения выбрало пусть и худой, но мир в составе Украины.
Однако эта схема без войны в Донбассе не осуществилась бы.
Если бы Донбасс не поднялся на борьбу, то у Киева не возникло бы мотива демонстрировать мирную жизнь в других регионах, не возникло бы мотива сдерживать националистов.
Страх сепаратизма в Харькове, Одессе и Запорожье по примеру Донбасса заставил Киев отложить проекты ограничений русского языка и не раскручивать маховик репрессий.
Если бы украинские националисты продолжали устраивать погромы, жечь людей, а СБУ ловило бы несогласных с политикой майдана ударными темпами - война на юго-востоке разрасталась бы и никакие минские соглашения не спасли бы Киев. Просто потому, что человек перед угрозой расправы лучше возьмет оружие и будет иметь хотя бы какой-то шанс защитить себя и свои взгляды, нежели просто сидеть и ждать, когда за тобой придут.
Не будь войны в Донбассе - у других регионов не появилось бы примера, а у противников майдана не появилось бы возможности поехать и взять оружие, чтобы защитить себя и свои взгляды.
И у самих украинских националистов без войны в Донбассе не появилось бы точки приложения сил. Вся их кипучая энергия и жажда расправы оказалась бы направлена не против вооруженных защитников Донбасса, а против безоружных жителей Одессы, Харькова, Запорожья и других областей.
Донбасс стал точкой приложения сил для украинских националистов и угрозой распространения сепаратизма для Киева.
И Киев вместе с националистами был вынужден с этим считаться.
Можно сказать, что Донбасс стянул на себя силы противника, сковал их и, что немаловажно, существенно проредил, причем в самом прямом смысле.
Трудно сказать, какая часть буйных националистов осталась лежать в Донбассе, но какая-то часть там полегла. И стала примером, который заставил хотя бы немного задуматься других.
Донбасс в определенном смысле стал холодным душем, который привел какую-то часть Украины в чувство. А кто вовремя не пришел в чувство и поехал воевать - получил предельно горячий душ.
По большому счету, Донбасс сражался не только за себя, но за весь юго-восток, за всех русских Украины. И еще за Россию, за ее Крым.
Донбасс не добился победы в полном смысле, потому что ЛДНР не признал никто, да и занимают республики лишь часть областей. Но он и не проиграл. Текущий результат можно определить как "промежуточная ничья".
Но даже эта ничья - серьезный результат, потому что она поставила Киев перед необходимостью хотя бы немного считаться с мнением противников майдана, доказала украинским националистам, что им позволено не все, далеко не все. И далеко не везде.
Можно подойти к вопросу с другой стороны:
Что было бы, не случись войны?
Погромы, расправы и репрессии продолжались бы либо до тех пор, пока все несогласные с майданом не покинули бы Украину (не только в Донбассе, но и в Одессе, Харькове, Запорожье и других городах), либо пока все равно не началась бы война.
Проще говоря - если бы война не началась после 2 мая в Одессе, она началась бы после 3 мая или 10 июня или 8 августа - после очередного погрома в Одессе, Харькове или Донецке, когда терпению народа наступил бы предел. А он бы рано или поздно наступил.
Таким образом, война была практически неизбежна.
Более того, есть основания считать, что война на востоке Украины была запланирована задолго до референдума и даже до появления Стрелкова. Об этом свидетельствует переброска украинских войск на восток, которая началась почти сразу после победы майдана.
Война была неизбежна, это был вопрос времени и места, где она бы началась. Чуть раньше или чуть позже, к западу или к востоку от Славянска.
Конфликт возник задолго до референдума в Донбассе - он возник еще до майдана и уходит корнями в глубокую историю, просто после победы майдана этот конфликт до предела обострился.
И Донбасс стал местом локализации конфликта.
Если бы конфликт не был локализован в Донбассе - он распределился бы по другим областям Украины и принял бы другую форму.
Если бы защитники Донбасса не взялись за оружие и не оказали организованное сопротивление - противников майдана убивали бы по всей Украине по одному, за годом год. И жертв могло быть намного больше. Но могло быть и меньше, если бы не позиция России, позволившей в Донбассе состояться тому, от чего так старательно спасали Крым.
Можно сказать, что Донбасс отстрадал за всех - и за Харьков, и за Одессу (хотя ей 2 мая тоже досталось). И за всю Украину. И за Крым, а значит за Россию.
Донбасс явился на войну, на которую должна была явиться Россия. Принял вызов.
А Россия...
Политика России останется на ее совести. И даже не на совести Кремля, потому что у его современных обитателей совесть не обнаружена, а на совести всей России. Ведь народ так или иначе все равно вынужден отвечать за свою власть, хочет он того или нет.
По итогам событий на юго-востоке Украины на Россию лег большой долг за ту войну, на которую она отправила вместо себя Донбасс.
А Донбасс отстрадал и за себя и за других.
И ему за это воздастся.
Поэтому - все было не зря!"