На сей раз адвокаты Савченко предложили украинским властям вариант обмена, и те согласились, потому что им трудно и дальше поддерживать миф о виновности Александрова и Ерофеева, адвоката которых на Украине убили, как известно, правые радикалы, и убили именно за защиту этих людей.
Позиция по делу «российских грушников» рассыпалась на глазах, а доказательства в суде были просто «притянуты за уши». И следующим шагом после этого мог стать Европейский суд по правам человека, где Киев обязательно проиграл бы.
И тогда Украина оказалась бы в дикой ситуации: она обвинила двух человек в том, что они российские военнослужащие, террористы, осудила их, а потом ЕСПЧ заявил бы, что это неправда. С учетом того, как Украина ломится в Европу, для нее это стало бы серьезным ударом. Поэтому Киеву надо было избавиться от этих людей. Убить их они не могли, а держать их у себя в тюрьме им было невыгодно.
Поэтому Киев вариант обмена Александрова и Ерофеева на Савченко вполне устроил: Украина ничего не теряет, но многое выигрывает.
Во-первых, они избавляются от своих «проблемных» осужденных. Во-вторых, получают Савченко, которую могут теперь два дня «покрутить» по телевизору и сказать, как они освободили национальную героиню.
Порошенко может использовать и, безусловно, использует обмен Савченко в качестве PR-хода. Но дело в том, что вся украинская политика — это в значительной степени какие-то PR-ходы, которые мало связаны с реальностью.
Да, Порошенко сможет два, три дня, может, неделю или даже месяц говорить о том, как ловко он поменял Савченко, спас украинскую героиню. Наградить ее, сфотографироваться рядом.
Но потом возникнут сложности. Во-первых, Савченко — не вполне адекватная девушка. Во-вторых, она еще и член парламентской фракции Юлии Владимировны Тимошенко. Тимошенко для действующего президента — оппонент. Следовательно, получить свою порцию дивидендов от этой ситуации постараются все, поэтому лично для Порошенко этих дивидендов останется немного.
В любом случае на Украине, безусловно, все будут кричать: «Мы победили Россию! Мы забрали Савченко, все у нас хорошо». Но это они кричат по любому поводу. Даже если бы и не было обмена «летчицы», они все равно стали бы кричать, что победили.
Поэтому лично для Порошенко эта попытка добавить себе политических очков будет быстро нивелирована его внутриполитическими оппонентами, которые расскажут, что президент здесь ни при чем, а на самом деле спасли Савченко они.
И вот «героиня» вернулась в Киев, а теперь можно ждать, что в украинских СМИ появится масса статей о том, как ее спас «лично Медведчук через свои связи с Путиным» или «лично Тимошенко, которая подземными ходами пробиралась в Москву», и еще десятки человек «лично» освобождали Савченко.
Что же касается самой Савченко, то у нее перспективы невеселые.
Если бы она осталась в российской тюрьме, о ней бы просто забыли. Но теперь, когда она оказалась на свободе, скорее всего, ее убьют.
Проблема в том, что она — слишком неадекватная женщина, с явными признаками психических нарушений. При этом при помощи средств массовой информации из нее сделали достаточно заметный символ. Она уже и Герой Украины, и депутат, и многое другое.
Когда человек попадает в такие условия, его пытаются использовать все, кто в состоянии это сделать.
Вместе с тем она неуправляема. Любые попытки сделать из нее чью-либо политическую марионетку будут приводить к непредсказуемым результатам. Украинские политики церемониться не привыкли — за последние пару лет они убили десятки тысяч людей, что им одна Савченко? Очень быстро они столкнутся с ситуацией, в которой живая Савченко им просто вредит. Если ее уберут, то на следующий же день все средства массовой информации Украины заявят, что киллера прислал Путин.
Ростислав Ищенко, газета «Известия»