Руководство Крыма продолжает совершать в сторону Крымского потребительского союза осознанные шаги, направленные на уничтожение потребительской кооперации на полуострове как таковой. Об этом пишет обозреватель ИА «Кремлевская пресса» Алексей Туманов.
Первые попытки рейдерского захвата Крымпотребсоюза состоялись в апреле 2014 года, а осенью того же года — вышли на законодательный и республиканский уровень. В 2016 году кооперация была вынуждена начать защищать имущество в суде. В качестве ответчика в исках выступают Совет министров, Госсовет и министерство имущественных и земельных отношений (МИЗО) Республики Крым.
Весной 2016 года в 21 арбитражный суд Севастополя стали поступать исковые заявления участников кооперации, как говорится, «на местах». Например, 14 апреля Симферопольский районный союз потребительских обществ потребовал фактически запретить регистрационные действия в отношении имущества. Говоря языком документов — союз потребительских обществ «просит суд признать абзацы 166, 170 пункта 1 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.02.2016 № 989−1/16 недействительными». Ответчиком выступает Госсовет Крыма.
«Установить, что на период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации и до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, но не позднее, чем до 1 января 2015 года, все государственное имущество (государства Украина) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, учитывается как собственность Республики Крым», — говорится в Постановлении 2085−6/14 от 30 апреля 2014 года. Постановлением 989−1/16 от 17 февраля 2016 года в пункт первый, в частности, вносятся изменения. То есть, документ представляет перечень объектов, учитывающихся как собственность РК. 19 мая арбитражный суд определил удовлетворить ходатайство Госсовета РК и привлечь к делу заинтересованных лиц: Совмин и МИЗО Крыма. Тем самым предварительное судебное заседание отложили до 7 июня 2016 года.
«В предварительном судебном заседании, которое состоялось 19.05.2016, представитель заявителя поддержал заявление. Представитель заинтересованного лица в предварительном судебном заседании, которое состоялось 19.05.2016, заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованных лиц: Совет министров Республики Крым и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым», — говорится в определении суда. Однако источник в окружении главы Крыма Сергея Аксенова рассказал, что 25 апреля суд удовлетворил подобный иск одного из районных потребительских обществ, чем под угрозой сохранения в частной собственности оставил «пять каменных прилавков» в селе Октябрьское. Причем сам Аксенов отреагировал на это более, чем болезненно, вместе с заместителем Ларисой Опанасюк «бросил все дела» и на целый день уехал в Севастополь.
«Там он воспитывал председателя суда и судей. Топал ногами, делал грозные глаза и „вправлял мозги“ тем судьям, которые не хотят понимать „всю глубину глубин“ его замыслов», — сообщил источник.
12 мая суд удовлетворил аналогичный иск еще одного потребительского общества. Аксенов снова поехал в Севастополь и провел беседу с судьями. Параллельно в Совете министров РК юристам поручили отложить все дела и подготовить жалобы на судей в высшую квалификационную комиссию. Пресс-служба Совмина организовывает информационную поддержку в местных СМИ: запускаются сообщения о том, что Крымпотребсоюз незаконно обратился в суд с иском о признании права собственности на свои объекты, а предприниматели с рынка возмущены решением судьи Калашниковой, удовлетворившей иск кооператоров.
Источник добавил, что помогает продавливать интересы Аксенова в судах первый заместитель руководителя аппарата Совмина Светлана Чумаченко, которая в украинском прошлом работала судьей Хозяйственного суда. Якобы Чумаченко ежедневно посещает Арбитражный суд РК с конкретными указаниями. Также она объезжает районы и города Крыма, требуя от предпринимателей в кратчайшие сроки отобрать у потребительских обществ их имущество.
«Более того, все руководители муниципалитетов в Крыму ежедневно, по состоянию на 11:00, 14:00 и 16:00 докладывают в Совмин информацию о количестве отобранных у кооперации объектов и заключенных на них договоров аренды», — продолжил источник. По словам собеседника, в Совете министров выделен отдельный специалист, курирующий вопрос. Примечательно, что «возня» с крымскими кооператорами происходит на фоне недавнего визита на полуостров курирующего вице-премьера Правительства РФ Дмитрия Козака. Как сообщает «Коммерсантъ», Козак провел совещание с руководством Крыма и «раздал горячие пирожки» чиновникам за срыв графика федеральной целевой программы (ФЦП) «Социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя до 2020 года», утвержденные им еще в декабре прошлого года.
«В письме директора департамента реализации региональных инвестиционных программ Минэкономики Владимира Швецова утверждается, что по состоянию на 5 апреля из 222 объектов капстроительства, ответственными исполнителями которых значились субъекты Крымского федерального округа, 124 объекта имели фактическое отставание (105 — в Крыму, 19 — в Севастополе)», — сообщает издание. То есть неискушенный человек может подумать, будто в Крыму решены все проблемы, раз уж такой высокооплачиваемый чиновник, как Аксенов, вплотную занимается разрушением рентабельного предприятия, выплачивающего высокие налоги. А у Дмитрия Козака, получается, совершенно другое мнение. Но, как говорится, пусть весь мир подождет, а правительство России — со своими ФЦП.
Чтобы понять, почему у главы Республики Крым, казалось бы, такой не соответствующий занимаемой должности огромный интерес к рынкам потребительской кооперации, достаточно покопаться в его прошлом. Источник в Крыму, владеющий ситуацией, считает, что Аксеновым движет «стремление отомстить за нанесенные ему в прошлом оскорбления». Разумеется, помимо личной материальной заинтересованности.
Свою карьеру Аксенов начал, на удивление, с организованной преступной группировки «Греки», в которую входил в качестве рядового боевика. Затем ему было поручено в Симферополе «крышевать» так называемых валютчиков и «кидал». В 1996 году ОПГ «Греки» прекратила деятельность — это было связано с массовым «отстрелом» участников, а Сергей Аксенов перешел в ОПГ «Селейм» и стал «крышевать» Центральный рынок. Помог ему в этом тогдашний лидер одной из бригад Бородкин.
В 1997 году Аксенов и Бородкин путем психологического давления вынудили председателя правления Крымпотребсоюза Стамболина взять в аренду небольшой участок на Центральном рынке за символическую плату. Прикрываясь договором, на большей территории рынка они установили металлические столы и присвоили себе часть торговых прилавков. Торговые места сдавали в аренду предпринимателям по 100−150 долларов, причем оплата взималась исключительно в иностранной валюте. Конкретно Аксенов «занимался» рыбой и мясными прилавками. По некоторым оценкам выручка достигала до 400 000 долларов в месяц.
В конце 90-х годов началась активная борьба с криминалитетом. Бородкина и Аксенова при помощи милиции и прокуратуры начали «выдавливать» с рынка. В середине 2000 года участникам ОПГ стало известно о том, что администрация рынка собирается расторгнуть договор, и тогда в ход пошли все инструменты.
«На одного из руководителей Крымпотребсоюза, который инициировал расторжение договора, Аксенов и Бородкин пытались оказать психологическое давление: несколько раз заливали кислотой двигатель и салон его автомобиля, запугивали физической расправой», — рассказал источник. Так как эти действия не возымели успеха, Аксенов и Бородкин якобы начали готовить нападение на членов семьи этого человека. На жену, дочь и сына. Последний в то время учился во втором классе общеобразовательной школы, за ним была установлена слежка с целью похищения. Семью успели вывезти из Крыма.
В то же время давление оказывалось и на директора рынка. В конце рабочего дня Аксенов, Бородкин и другие боевики (до десяти человек в общей сложности) зашли в рабочий кабинет директора и потребовали подписать продление договора аренды. «При этом ему заявили, что живым он отсюда не выйдет», — продолжил источник. Ситуацию удалось урегулировать благодаря тому, что один из сотрудников рынка вызвал милицию, Бородкин был об этом проинформирован и покинул кабинет. Следующий конфликт имел место быть в 2001 году. Директора рынка вызвал к себе председатель Совета министров тогда еще Автономной Республики Крым Горбатов и сообщил, что в результате удаления «хороших предпринимателей», те потеряли ежемесячный доход от мясников в размере 20 тысяч долларов. Горбатов заявил, что на следующий день с ним встретится «личный помощник» для того, чтобы «решить этот вопрос».
Встреча состоялась. Личным помощником оказался Сергей Аксенов, который потребовал выплачивать ему по 20 тысяч долларов ежемесячно, либо позволить и дальше собирать дань с мясников. На это требование он получил отказ, но пригрозил: в будущем этот отказ будет иметь негативные последствия.