Ответ на этот вопрос на днях дал командующий Военно-Морскими силами Украины Игорь Воронченко. Танкист по образованию и опыту службы, лишь в прошлом месяце из генерал-лейтенантов президентом Петром Порошенко произведенный сразу в вице-адмиралы и за глаза давно и пренебрежительно прозванный подчиненными моряками «Вороной», на этой неделе лично произвел рекогносцировку Бердянска. Встретился с руководством города, осмотрел портовые причалы. А затем решительно сформулировал задачу нового соединения ВМСУ: «Пора прекратить безнаказанность Черноморского флота России на Азове».
Тут, правда, генерал-адмирал Воронченко дал маху. Корабли Черноморского флота, плотно занятые операцией в Сирии, годами не появляются в Азовском море. Могли бы, конечно, но просто незачем. Нет в этих внутренних российско-украинских водах пока ровно никакой угрозы нашим интересам. Не считать же таковой 23-й Мариупольский отряд морской охраны Украины, располагающий быстроходными малыми пограничными катерами типа «Гриф» и «Калкан» общим числом 17 единиц? Те вооружены исключительно крупнокалиберными пулеметами «Утес» и предназначены для охоты на браконьеров вблизи своего побережья. Для Черноморского флота РФ украинские пограничные катера в качестве целей как-то мелковаты. А других в Азовском море пока нет.
Но, раз приехал в Бердянск вице-адмирал Воронченко, возможно, скоро появятся? Не исключено. Во всяком случае, командующий ВМСУ заявил, что формирование Азовского морского района его флота идет полным ходом. Под Бердянск уже передислоцирован 501-й отдельный батальон морской пехоты. Следом из Одессы и Николаева должны прибыть дивизионы береговой 406-й артиллерийской группы. А в перспективе, размечтался командующий, к здешним причалам встанут и «один-два дивизиона» строящихся сейчас в Киеве артиллерийских бронекатеров «Гюрза-М» (проект 58155).
Как все же приятно хоть иногда ощутить себя почти что пророком! Больше года назад, 15 мая 2015 года, когда спуск на воду первых двух бронекатеров еще только анонсировался Киевом, «Свободная пресса» опубликовала мою статью-прогноз «„Гюрза-М“ поползет к Мариуполю». И вот что, среди прочего, в том материале было сказано: «Рискну предположить, что в Одессе они (бронекатера „Гюрза-М“ — „СП“) не задержатся. Единственное разумное применение этих боевых единиц в теперешних условиях — противодесантная оборона побережья в Азовском море. Конкретнее — в районе Мариуполя».
Вице-адмирал Воронченко, судя по его выступлению в Бердянске, со «Свободной прессой» согласен.
Чтобы перебросить бронекатера в Азовское море, Керченский пролив Украине не нужен. Достаточно железнодорожных платформ. Скромные размеры (длина 23, ширина 4,8 метра) это позволяют. В разобранном виде «Гюрзу-М» можно перебрасывать и тяжелым военно-транспортным самолетом Ан-124 «Руслан». Но что приобретет будущий Азовский морской район ВМСУ даже если у него и в самом деле появятся в Бердянске один-два дивизиона этих «змей»?
Не особенно много. Изначально катера проекта 58155 проектировались для боевых действий в плавнях Дуная и его устье. Для чего предусмотрена на «Гюрзе-М» малая осадка — всего около метра, и лишь противопульное бронирование в 4−5 миллиметров. Вооружение тоже не поражает воображение: 30-миллиметровая автоматическая пушка ЗТМ-1, 30-миллиметровый автоматический гранатомет АГС-17 или его украинский аналог КБА-117, пулемет калибра 7,62 миллиметра и 130-миллиметровый ПТУР «Барьер» с лазерной системой наведения.
В совокупности, это боевой модуль БМ-5М.01 «Катран-М» Николаевского ремонтно-механического завода. Таких модулей на каждом бронекатере по два. Практически тот же самый, но названный БМ-3М «Штурм-М», стоит на относительно новых украинских бронетранспортерах БТР-3Е. И велика ли сила одного или даже пары БТРов на поле современного серьезного общевойскового боя? Без серьезной артиллерийской и прочей поддержки гореть ему (или им) через считанные минуты.
Поэтому утопить браконьерскую шаланду вооружением «Гюрзы-М», безусловно, можно. Можно даже быстренько разогнать целую браконьерскую шайку, если таковая засядет где-нибудь в прибрежных камышах. Но, скажем, танковый снаряд или ПТУР прошьет такой бронекатер насквозь и спокойно полетит дальше.
А высадки десанта на побережья без танков и ПТУРов сегодня не бывает. При этом есть веские основания полагать, что, если и суждено когда-нибудь начаться сражению за мариупольский или бердянский берег ударом с моря, то все будет по-взрослому. Для такого, очевидно, дела в феврале 2016 года в составе Вооруженных сил ДНР сформирован 9-й отдельный Мариупольско-Хинганский особый штурмовой полк морской пехоты.
Полк стоит в Новоазовске, в 40 километрах от пока еще украинского Мариуполя. И готовится, как убеждают факты, весьма основательно. Во всяком случае, в ходе завершившихся в нынешнем августе ротных тактических учений он отрабатывал высадку на берег с помощью быстроходных катеров и БТР-80. Причем, в ходе маневров были продемонстрированы не абы какие бронетранспортеры, а с водометами, созданные еще в СССР специально для нашей морской пехоты.
Вот этот самый 9-й штурмовой полк «черных беретов» с частями усиления и поддержки, а вовсе не Черноморский флот России, и станет, видимо, главной головной болью Азовского морского района ВМСУ. Против этого полка вице-адмирал Воронченко и собирается, видимо, волочить на Азовское море по рельсам свои бронекатера. Однако главный вопрос: будет ли что волочить?
Ведь недолгая биография «Гюрзы-М» полна неожиданных даже для Киева сюжетов. Не станем даже вспоминать, какими склоками и дворцовыми интригами сопровождалось строительство в Киеве первых двух украинских бронекатеров (кому интересно — может прочитать об этом в уже упомянутой статье «Гюрза-М поползет к Мариуполю»). Скажем лишь, что при расчетном времени строительства в девять месяцев эти катера, названные «Бердянск» и «Аккерман», строили три года. На воду спустили в ноябре 2015 года. Но в боевом составе ВМСУ их нет до сих пор. Когда появятся, неизвестно.
И это несмотря на то, что еще 3 июня 2016 года, во время празднования в Одессе Дня Военно-морских сил Украины, президент Петр Порошенко торжественно объявил: «Именно сегодня в состав Военно-морских сил Украины войдут два бронированных артиллерийских катера». Не вошли ни тогда, ни сегодня. Из-за того, что ни плавать, ни тем более воевать на «Бердянске» и «Аккермане» пока невозможно.
По сведениям информационного портала РИА-«Новости» (Украина), «в ходе испытаний и стрельб были выявлены многочисленные недоработки в конструкции бронекатеров, поэтому флот не может принять их в эксплуатацию в таком виде. Сейчас испытания приостановлены для устранения просчетов».
Перечень проблем на первых бронекатерах безбрежен, как Азовское море с бердянского пирса. Часть оборудования во время транспортировки в Одессу была повреждена или вовсе пропала. Сорвана промышленностью поставка корабельных оптико-электронных систем управления огнем артиллерии малого и среднего калибра «Сова». Отсутствуют навигационные радиолокационные станции и интегрированные системы связи и навигации. Датчики обнаружения лазерного облучения на обеих катерах установлены в сухопутном, а не в морском вариантах.
Список следов заводских халтурщиков из Киева и их смежников ужасает и, по мнению, украинских экспертов, не позволяет надеяться, что бронированные «змеи» удастся привести хоть в какой-то порядок до начала будущего года. Тем временем, киевский завод «Ленинская кузница» вовсю трудится еще над четырьмя катерами этого же проекта, заложенными в апреле нынешнего года.
Вы не забыли: на их постройку нормативами отведено всего девять месяцев? Иными словами, к новому году они должны уже грозно поводить у причалов пулеметными и артиллерийскими стволами. Но вряд ли даже сам вице-адмирал Воронченко верит, что ему суждена такая радость. А значит, и создаваемый Азовский морской район пока будет служить Украине исключительно в береговом варианте. Морской пехоте ДНР можно не особенно беспокоиться.
Свободная Пресса