70 лет назад Екатерина Шалашкова расписалась на рейхстаге, но, как говорит, «фашизм не додавили». Сейчас мечтает о том, чтобы наши ополченцы закончили начатое предками дело.
- Я полностью поддерживаю идею Республики! – заявляет она.
Екатерина Алексеевна живет в одном из самых обстреливаемых районов города - Киевском. В свои 90 лет старушка встречает меня у порога дома. Без палочки в руках. На первый взгляд не скажешь, что за ее плечами – целая эпоха. На белом жакете переливаются ордена и медали. Среди них и орден «За мужество», который вручили Шалашковой еще в «незалежной».
- Мы с украинцами рука об руку боролись с фашизмом! А сейчас они посылают своих сыновей и внуков в Донбасс, - говорит пенсионерка.
От нее веет ароматом французских духов. На лице - легкий макияж, а в волосы вплетена круглая коса.
- Как у Тимошенко, - шутит ветеран, - но не подумайте, это не подражание Юлии Владимировне. Ее я вовсе не люблю.
- Это просто образ, который нравится маме, - добавляет ее дочь Анна.
Темп ударный: по паре в день
Накануне Дня инвалидов Екатерина Алексеевна приготовила подарки для детишек. Она связала 53 пары тапочек и накупила разных гостинцев.
- Мы хотели всё это передать деткам-инвалидам, потому что я сама инвалид первой группы. Но не знали, куда, - рассказывает пенсионерка. - Потом мне дочь сказала, что Яна Чепикова, советник Главы ДНР по правам ребенка, отправляется в реабилитационный центр Тореза. Там в послевоенные годы я с мужем восстанавливала шахты. Тогда мы без раздумий решили: передадим на мою малую родину.
Яна Васильевна сама приехала к старушке за носками и гостинцами. В последние минуты перед отъездом омбудсмена Екатерина Алексеевна успела довязать 53-ю пару тапочек.
- Всего у меня на работу ушло два с половиной месяца. Хотелось, чтобы было больше тапочек. Но потом сказали, что деткам хватило. Это самое главное для меня, - говорит Екатерина Шалашкова.
В качестве материала старушка использует кофты, которые ей приносят знакомые.
- А вот Яна Чепикова подарила мне красивые нитки. Красно-сине-белой расцветки. Я уже вяжу из них носочки. Цвета России - это цвета русского духа. Они будут согревать не только ноги, но и душу.
Не дает бойцам замерзнуть
Екатерина Алексеевна в Великую Отечественную едва не загубила здоровье. Боец Шалашкова в сорокаградусный мороз охраняла военный завод.
- Я знаю, что такое холод. Очень переживаю за наших защитников, когда за окном холодно. Вот прошлой зимой связала 150 пар теплых носков мужчинам и гамаш женщинам. Они так благодарили меня! - вспоминает ветеран.
Год назад, когда Екатерина Алексеевна узнала, что из украинского плена отпустили четверых наших солдат, она захотела с ними познакомиться.
- Ребята пришли в гости. Рассказали об ужасах плена у карателей. У них были переломаны ребра. В плену топтались ногами по их головам, - вздыхает пенсионерка.
Глаза ее наполняются слезами, а руки она крепко стискивает в кулаки.
- Потом несколько месяцев мы с дочкой опекали ребят, помогали, чем могли, да и они мне тоже помогали, - добавляет она.
Едва не погибла от попадания снаряда
- Год назад рядом с моим домом обстреляли школу, интернат и автомобильный парк. Дочь забрала меня к себе на Полиграфическую. Но там было не лучше. Начались регулярные обстрелы. Я как-то кушать пошла на кухню, слышу: «Бах, бах!» Попали в торец седьмого и восьмого этажа. От взрывной волны меня отбросило от окна к плите. Всё рассыпалось. И лето мы просидели в ванной, - вспоминает ветеран ВОВ.
Все эти события ветеран вместе с дочерью описали в книге. Изначально назвали ее «Обожженные майданом», но теперь решили - «Донецк: террористы».
- Пусть почитают те, кто не видел этих зверств, и посмотрят, какой я террорист, - говорит Екатерина Алексеевна. - И в кавычки брать не нужно!
Спасла летчика и расписалась на рейхстаге
Екатерина Шалашкова пошла на фронт добровольцем в 1943-м.
- Служила в зенитно-артиллерийском полку. Я темечком могла определить марку самолета, - рассказывает женщина.
Ветеран вспоминает, как спасла советского летчика.
- Мне передали координаты немецкого самолета и приказали ликвидировать его. Он летел на большой высоте. Но темечком я почувствовала, что самолет советский. Мне снова приказали: стрелять! Я, под угрозой трибунала, приняла решение не стрелять. Через некоторое время меня вызвало командование. Вручили благодарность и показали летчика, которого спасла, - делится с «Комсомолкой» Екатерина Алексеевна.
Она участвовала в Берлинской операции. А после штурма рейхстага Екатерина Шалашкова захотела посмотреть на разгромленное здание.
- Нам с подругой интересно стало. Пошли к рейхстагу, и я даже поставила свою подпись там.
После чего обращается к жителям Украины.
- Зачем вы, дорогие мои друзья фронтовые, украинцы, посылаете своих внуков и правнуков в Донбасс?! Зачем вы пришли меня убивать? Мы же вместе прошли войну. Вы забыли, как мы спали под одной шинелью в землянке? Из одного котелка ели. Остановитесь, я вас прошу! – со слезами в голосе просит старушка.
Для ветерана главное, что в свои 90 лет она нужна Республике и еще может помочь людям. И мысль об этом дает ей силы.